История появления ГБО для автомобилей
Немного из истории появления ГБО (или
ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ "МЕШКОВ" ДЛЯ ГАЗА)
Автомобили с древесным газом были не единственным ответом на ограниченные поставки бензина в Первую и Вторую мировую войну. Ещё более громоздкая альтернатива появилась в виде транспортного средства с газовыми «мешками».
Старожилы на этих картинках - это не движущаяся мебель и не негабаритная нагрузка. На крыше можно увидеть топливный бак автомобиля - баллон, наполненный несжатым газом.
Автомобили с газовыми мешками производились во время Первой мировой войны и (особенно) Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Германии и Англии. Такие транспортные средства были ответом на решение проблем с нехваткой бензина. Кроме легковых автомобилей по аналогичной технологии оснащались также автобусы и грузовики. Транспортные средства потребляли "городской газ" или "уличный газ", побочный продукт процесса превращения угля в коксы (которые используются для изготовления железа).
Современные транспортные средства, работающие на сжатом природном газе (СПГ) или сжиженном нефтяном газе (СНГ) отличаются намного большей практичность.
Для возможности передвигаться на такие же дальние расстояния как нынешние авто, транспортные средства тех времен должны были быть оснащены топливными баками примерно в два раза большего размера чем бензиновый. Но стоит учесть, что топливо, используемое для хранения в газовых мешках во времена войн, как правило, не сжималось и имело гораздо меньшую плотность, чем СНГ или КПГ. То есть для замены 1 литра бензина понадобилось бы от 2-х до 3-х кубометров газа.
Единственным способом увеличения дальности движения транспортного средства было использование чрезвычайно большого «топливного бака». Автобусы для этого подходили гораздо больше, чем автомобили, ведь на крыше можно было разместить полноразмерный «мешок» для хранения газа. Такой «мешок» мог быть огражден специальным обтекателем, но чаще всего таковой отсутствовал.
Частные автомобили оснащались деревянным каркасом, который крепился к крыше и усиленным бамперам автомобиля. Было трудно не заметить проезжающий мимо автомобиль с таким газовым мешком!
На одним из фото изображен голландский автомобиль с мешком для хранения газа, объем которого достигал 13 кубометров. Такой запас топлива позволял транспортному средству преодолевать расстояния примерно в 50 километров (30 миль). При этом потребление газа было 13 литров на километр. Само собой, аэродинамика таких автомобилей была просто катастрофической, поэтому вопрос целесообразности такой топливной экономии вызывал большие сомнения.
Легкость ремонта
Очевидцы могли легко увидеть сколько осталось топлива – газовый мешок был полностью раздут в начале поездки и постепенно спускался с каждой милей, которую проезжал автомобиль.
Мешки для хранения газа изготавливались из шелка или других тканей, пропитанных резиной. Такие мешки для газа были и остаются более простыми в производстве, чем металлические газовые баллоны. Ремонт этих «емкостей» для газа был аналогичен ремонту велосипедных шин. Мешок крепился к крыше с помощью колец и ремешков. Некоторые транспортные средства с газовыми мешками могли альтернативно работать на газе или бензине. Переключением между двумя вариантами можно было управлять изнутри транспортного средства.
Сжатый газ
Технически было вполне возможно сжать городской или уличный газ, но этого не произошло по определенной причине - монооксид углерода, один из компонентов городского и уличного газа, быстро распадается при сжатии, в то время как газообразный водород, другой компонент, просачивался через стальные емкости при его сжатии.
Единственным исключением было использование газовых баллонов во Франции во время Второй мировой войны (фото выше), что позволило получить меньший топливный бак или лучшую дальность. В этом случае использовался природный газ, который можно было сжать без недостатков сжатия городского газа. Однако эта конфигурация оказалась дороже и опаснее.
Не курить
Запретом курения во время ожидания заправки газового баллона никого не удивишь! Само собой, что газовые мешки транспортных средств имели свои риски. Одним из очевидных рисков было возгорание, которое могло стать причиной взрыва газа. В итоге людей, ожидающих автобус, призвали не курить
Мосты
Еще одним риском стали мосты и другие препятствия. Водителю нужно было знать точную высоту своего транспортного средства и мостов, под которыми он планировал проехать.
Высокая скорость также не была хорошей идеей для транспорта с такими газовыми мешками. Было рекомендовано не превышать скорость в 50 км/ч (30 миль/ч), не только для обеспечения наибольшей дальности, но и для того, чтобы топливный бак не слетел с транспортного средства. Сильные боковые ветры также могли представлять опасность. Еще автомобили с газовыми мешками часто повреждались от пожаров в карбюраторе и повреждений двигателя.
В 1990-х годах автобусы с газовыми мешками все еще можно было увидеть в Китае, особенно в муниципалитете Чунцин, где они были разработаны в мирное время как дешевый вариант общественного транспорта. На рисунке ниже показаны как минимум шесть действующих газовых мешков для автобусов в Шаване ("Sandy Bay"), Шаньдун, Китай, в 1965 году.
Комментарии(1)
Занятно...
05.06.2020 0 0Оставить комментарий